Дальнереченск Привокзалка



Служба на дальних рубежах.

Воспоминания Бориса Николаевича Ассеева

Иман 1971-1973 г.г.

Транссибирский экспресс или путешествие на Дальний Восток.

В ноябре 1971 года после окончания Полтавского учебного центра войск связи, или просто учебки, состоялось распределение выпускников по военным округам Советского Союза. Из нашего взвода я, и ещё пять курсантов выбрали ДВО (Дальневосточный военный округ). Всего из части №14324, где мы служили, отправлялись на Дальний Восток 120 человек. Раньше отправляли на восток самолётом, но нам предстояло ехать поездом до столицы Еврейской Автономной области города Биробиджан, где будет дальнейшее распределение по округу.

Из Полтавы мы прибыли в Харьков, погрузились в два общих вагона поезда "Харьков-Владивосток", и отправились в самое длинное путешествие по транссибирской железнодорожной магистрали. Расстояние между Харьковом и Владивостоком составляет 9713 километров. Ещё в Полтаве сопровождающие нас офицеры дали ведомость, где мы расписались за выделенные нам на питание деньги.


Младший сержант Б. Ассеев после окончания учебного центра войск связи, 1971 г.


Каждый день в семь часов утра и в семнадцать часов по местному времени был организован приём пищи в вагоне-ресторане. За столик вместо четырёх, садилось шесть человек. За два с половиной захода обедали все солдаты. В ресторане одновременно с приемом пищи происходила и поверка личного состава. Ехать было весело: шестьдесят солдат в вагоне, да ещё на каждой остановке подсаживаются и выходят пассажиры. Нельзя не отметить, что до конечного пункта следования доехали все 120 человек, никто не отстал.


Маршрут поезда №53/54 «Харьков – Владивосток», самый длинный в мире.


Перед отъездом нас разбили на две роты. Так как моя фамилия начинается на букву «А», то меня назначили старшиной первой роты на время следования до Биробиджана. В обязанности старшины, кроме всего прочего, входило организовать выделение наряда на кухню ресторана после его закрытия в двадцать два часа. Нужно было помогать чистить картошку на следующий день. При назначении наряда первый раз кое-кто крутил носом, но потом сами стали проситься в наряд. Вечером я решил проверить, чем вызвано такое рвение к службе на кухне. Всё оказалось проще, если вспомнить поговорку: служить хорошо подальше от начальства и поближе к кухне. Картошку чистили, посуду мыли, а персонал подкармливал и стопку наливал. Так до самого Биробиджана один и тот же наряд нёс службу на кухне.

Поезд шел на Дальний Восток девять суток, менялись часовые пояса, и каждый день стрелки часов приходилось переводить на один час вперед. Сначала нас тянули электровозы, потом за Уралом их сменили тепловозы, а где-то в районе озера Байкал, на отдельных участках, нас тянули уже паровозы. Помню атмосферу станций с паровозным дымом и только им присущими звуками: паровозные свистки, пыхтение тяжелых машин в клубах дыма и пара. Резкие, шипящие звуки, означавшие, что закачивается воздух в тормозных цилиндрах. Где-то в Забайкалье, кажется, это была станция Сковородино, я увидел огромное количество паровозов на соседних путях. Их было не меньше сотни и у всех были аккуратно забиты досками будки машинистов и фонари, а на движущихся частях механизмов и колесах были видны следы смазки. В народе, такие места, где были сосредоточены старые локомотивы, называли «кладбищами паровозов».

Правильно же будет назвать такое место стоянки старой техники – консервация. Это есть стратегический резерв страны: ведь раньше по числу паровозов оценивалась военная и экономическая мощь государства. Как только поезд останавливался на станции, около паровоза появлялся кочегар, в промасленном комбинезоне, со специальной масленкой в руках, который под наблюдением помощника машиниста смазывал все двигающиеся части паровой машины. В обязанности кочегара входило обтирание котла и тендера, а также содержание в чистоте всего паровоза. Запомнились черные от угля и пыли лица кочегаров и машинистов, без работы которых поезда бы просто бы остановились.

В Биробиджан мы прибыли холодным морозным утром первого декабря. После 9 дней пути ещё какое-то время покачивало на земле, как моряков после рейса в море. Часть куда нас привезли, находилась на самом верху голой сопки, продуваемая насквозь всеми ветрами. Все постройки в части - это были щитовые деревянные одноэтажные дома. Желания остаться здесь служить не было, поэтому выбрал Иман и чисто случайно, так как стоял впереди, попал в в/ч 11085, а не в в/ч 77725. В Иман сопровождал нас командир второй роты капитан Безруков. На вокзале в киоске «Союзпечать» я купил местную газету «Биробиджан штерн» (Биробиджанская звезда)на иврите. На русском языке там была только одна строчка внизу, где был адрес газеты.

Знакомство с Иманом

В город Иман мы, двадцать человек, прибыли поздно ночью из Биробиджана и нас разместили в помещении казармы второй роты. Утром после завтрака нас собрали в ленинской комнате, и замполит роты лейтенант Сайко рассказал, куда мы попали.


Памятник погибшим воинам-пограничникам.


Войсковая часть №11085 была образована во время второй мировой войны. За заслуги по освобождению Китая от японских захватчиков и проявленный героизм, часть носила название «Хинганской». В 1971 году, когда мы прибыли на службу – это был 755 отдельный радиорелейный батальон штаба Краснознамённого Дальневосточного военного округа (КДВО). В городе проживало порядка 33 тысяч человек. Основные предприятия – это железнодорожная станция и деревообрабатывающий комбинат (ДОК). Совсем рядом с городом находится граница с Китаем, которая проходит по реке Уссури. До неё около трёх километров. В ясный день мы сможем наблюдать китайский город Хутоу. В двухстах метрах от нашей части находится братская могила офицеров-пограничников погибших при защите острова Даманский в марте 1969 года. После этих слов замполита мне стало как-то не по себе. Не зря мои родители не советовали мне ехать на Дальний Восток, мол попаду на Даманский. Так оно почти и вышло.

У меня по окончании Полтавского учебного центра войск связи была возможность выбора места дальнейшей службы в любом военном округе Советского Союза. По совету Немчина Н.С., который служил военным врачом в Китае и на Дальнем Востоке, я выбрал КДВО и никогда об этом не жалел.

Командиром войсковой части 11085 в начале 70-х годов ХХ века был подполковник Юрченко, начальником штаба майор Рассадин, а заместителем командира части по политической работе капитан Колов.

При распределении в части я попал во вторую роту. Командиром роты был капитан Безруков, а замполитом лейтенант Сайко. Первым кто вводил нас в роте, новое пополнение, в дела службы был наш земляк из Кременчуга сержант Игорь Случанский. Вообще-то на Дальнем Востоке, за девять тысяч километров от дома, любой человек с Украины был уже земляком.


Тактико-специальные учения радиорелейных станций Р-404 второй роты, 1972г.


Во второй роте было шесть тяжёлых радиорелейных станций типа Р-404 и релейно-кабельный взвод, где была радиорелейная станция Р-405 и радиостанция Р-118 БМ3. Радиорелейные станции были разбиты на экипажи с седьмого по двенадцатый. Начальником седьмой радиорелейной станции был старший лейтенант Виноградов, восьмой лейтенант Лепетухин Е., девятой старший лейтенант Сидоров, десятой лейтенант Хилинский, а с середины 1972 года лейтенант Беркасов С., одиннадцатой старший лейтенант Коростылюк, двенадцатой лейтенант Захаров. Командиром релейно-кабельного взвода был лейтенант Корнеев. В роте был даже зампотех, старший лейтенант Дейнеко, но позже эту должность сократили.

Выезд на учения

Зимой 1972 года состоялся выезд на мои первые учения. Учения длились дней десять. К месту развёртывания двигались своим ходом в ротной колонне. Проехали Шмаковку. Десятый экипаж развернул станцию недалеко от Черниговки. Следующие учения проводились в мае месяце. Рота двигалась на север от Имана, в сторону Хабаровска. Станцию развернули на сопке напротив города Бикин, в десяти километрах от границы. Работали в ретрансляции. Ночью было моё дежурство на станции, а днём дежурил лейтенант Хилинский. Поэтому днём я с кем нибудь из солдат спускались с сопки и ходили на рыбалку, на реку Бикин. Не помню, чтобы мы что-либо поймали, но всё равно это была хорошая прогулка.

Приготовление пищи.

На складе ПФС (продовольственно-фуражный склад) для каждого экипажа стояли большие ящики с сухими пайками, которые грузили в машины при объявлении тревоги. Кроме того, загружали бидоны с питьевой водой, брали хлеб в столовой. Посуда была на каждой станции своя. В комплект станции также входило две полевые печки, которые топились любым твёрдым топливом. Но мы использовали дрова, которые были везде в изобилии.


Обед солдат второй роты на учениях, 1973 г.


Когда машины двигались на марше к месту развёртывания, водитель клал на работающий двигатель банку каши с тушёнкой. Обычно это были рисовая, перловая или гречневая каша. Если не прозевать, то через несколько километров можно было есть на ходу горячие консервы.

Но если прозевал, банка от перегрева взрывалась и весь двигатель был в каше.

В состав сухих пайков вместо хлеба входили сухие хлебцы. Многие солдаты не ели их и раздавали. А мне нравилось, есть на ходу хлебцы в прикуску с сахаром, и запивать их водой.

Кинофотосъёмка и особый отдел

Осенью 1972 года меня при выходе из части в увольнение остановил замполит капитан Колов и предложил быть фотографом батальона. Всё бы ничего, но это была не свободная должность, а дополнительная нагрузка. На службе никаких поблажек не было предусмотрено, но если срочно надо отправить фотографии в штаб округа, в Хабаровск или в политотдел, работай днём и ночью, но заказ выполни. Я не мог отказаться, поэтому сказал замполиту, что снимаю только на цветную диапозитивную плёнку и занимаюсь киносъёмкой. Фотосъёмка – это не мой профиль. «Жаль – сказал Колов, - «но чтобы я не слышал, что ты снимаешь на территории части». Так мы и расстались, как оказалось, не надолго.


На съёмках в сопках с кинокамерой "Аврора" Б.Ассеев, 1973г.


Прошло время, и мы отправились на учения. Это было уже в январе 1973 года. С нами на точке в сопках была радиомастерская и ПАРМ (передвижная авторемонтная мастерская), со старшиной-сверхсрочником. В один из дней кто-то из солдат предложил мне пройти за сопку и пострелять из автомата. Личные патроны у нас остались после ночных стрельб, так как каждый сам снаряжал магазин автомата, и никакого учёта не было. Автомат АКС-47 спрятали под бушлатом, и пошли вдоль по склону сопки. Но когда зашли за кусты, солдат достал автомат и повесил его на плечо. Не успели мы пройти дальше и двадцати шагов, как наткнулись на старшину, начальника ПАРМа. Он занимался поиском женьшеня. Увидав автомат на плече одного из солдат, старшина понял, в чём дело и стал проверять наши магазины к автоматам. Но они были пустые, так как патроны были в кармане. Мне не оставалось ничего делать, как показывать старшине мою кинокамеру и рассказывать, что мы шли на съёмку. По его лицу было видно, что он не очень-то верит нам, но сказал, чтобы мы отнесли автомат на станцию. В этот раз всё закончилось хорошо, и никто бы не вспомнил об этом, если бы не случай.

Закончились учения и мы вернулись, как говорят, на зимние квартиры, в часть. И вдруг меня вызывают в штаб к замполиту батальона с кинокамерой. Прибыл я в кабинет, но без камеры, сказав с порога, что продал её, хотя на самом деле было не так. Кинокамеру «Аврора» 2Х8 мм я купил на первые заработанные деньги в геологоразведочной экспедиции, куда поехал на лето после окончания девятого класса. Поэтому жалко было с ней расставаться. В кабинете сидел офицер особого отдела старший лейтенант Карташов, который стал беседовать со мной, делая записи у себя в тетради. Капитан Колов занимался разбором своих бумаг на столе, но при этом прислушивался к нашему с особистом разговору, а потом как-то резко вышел. Беседа с особистом продолжалась ещё какое-то время, пока он меня не отпустил.


Начальник 10-й радиорелейной станции лейтенант С.Беркасов, в Усть-Сидими, 1973г.


Когда я вернулся в казарму, меня сразу же вызвал «ротный папа», так звали солдаты нашего командира капитана Безрукова. Он сразу же спросил, где кинокамера, и что я себе думаю, если мной занялся офицер особого отдела. Оказывается, пока я был в штабе, прибежал в роту замполит Колов со словами: «Ты знаешь кто у тебя служит»? «Сержант Ассеев» - сказал Безруков. «У тебя служит внук белых офицеров, и всё может быть»! А после этих слов он устроил обыск во всей роте, перевернув всю казарму.

Искали кинокамеру с плёнками и не нашли. Я рассказал командиру роты почти всё, как было, где камера, и получил от него совет быстро отнести её особисту Карташову и покаяться ему, пока не появился у него Колов. У замполита было явно расстроенное лицо, когда он узнал от особиста, что я повинился ему и сдал камеру с плёнкой, которую к моему облегчению тут же засветили.

Оказывается, после учений офицеры собрались в штабе, в техчасти. Туда же зашел и особист, в тот момент, когда замполит пожаловался офицерам, что завтра ему нужно срочно отправить фотографии в штаб округа, а фотографа у него нет. «Как нет. Вон Ассеев все учения камерой стрекотал» - воскликнул старшина – начальник ПАРМа. «Срочно вызвать его в штаб с кинокамерой» - скомандовал Колов, и всё завертелось.

Кинокамеру мне вернули в день отъезда из части первого июня 1973 года. Что интересно, сделал это офицер из штаба, старший лейтенант Соцкий, который до службы в армии жил в Макеевке и учился в школе у моего отца. Так неожиданно, за девять тысяч километров от дома, можно встретить земляка.

Как сейчас говорят, это было время застоя, поэтому никаких санкций в отношении меня не было. Несмотря на то, что мои предки были офицерами старой Русской армии, в конце службы я отучился на двухмесячных курсах и стал офицером запаса советской армии. Приказом Министра Обороны СССР №150 от 23.11.1973 года мне было присвоено первое офицерское звание - младший лейтенант.

План военного городка

Интересно было рассматривать карту городка, где прошли полтора года воинской службы. Новая казарма стоит на том месте, где сорок лет назад располагался автопарк первой роты. Это было капитальное здание из кирпича, которое было подключено к системе отопления. Угольная котельная располагалась в подвале под столовой и отапливала штаб, казарму, клуб со столовой и автопарк первой роты. Казарма, в которой мы жили, располагалась параллельно улице, проходящей от вокзала, метрах в 15-20 от забора. Здание было двухэтажное и располагалось там три роты. Второй этаж занимали вторая и третья роты, а первая располагалась внизу. Там же был расположен небольшой медпункт и кабинет офицера особого отдела. В штате медпункта был один врач-офицер и фельдшер-сержант. Коммутатор в штабе части обслуживали солдаты. Начальником финчасти был лейтенант Лебедь. Поварами в столовой работали солдаты срочной службы. Вообще в части женщины не служили. Хотя в чайной, или как сейчас говорят в «чипке», работала пожилая женщина.

Вторая котельная была расположена на территории автопарка, где размещались машины второй и третьей роты. Боксы для машин второй роты были деревянные, но имели систему отопления. Машины третьей роты стояли просто под навесами без всякого отопления. Там же около автопарка были помещения радиомастерской и автомастерской. За автопарком располагались складские помещения.

Между зданиями штаба и столовой находился караульный городок. Около него ставили аппаратные машины радиорелейных станций Р-404 для отработки учебных задач. Электроэнергию подключали от распределительного щита, установленного рядом. Около здания штаба, на время проведения учений, ставили радиостанцию Р-118 БМ3 для дополнительной связи со штабом округа.

Напротив клуба там, где сейчас охрана и комендатура стояла хоккейная коробка. На месте нынешнего строевого плаца раньше располагался спортивный городок. Между старой казармой и спортивным городком была асфальтированная площадка, которую тоже использовали для проведения занятий по строевой подготовке. В наше время строевой плац был небольшой, и располагался прямо перед боксами автопарка первой роты, почти на том месте, где и сейчас, только он был не асфальтирован и меньшего размера.

Караульное помещение части располагалось рядом с КТП там, где сейчас стоянка личного автотранспорта. На месте нынешней спортивной площадки была зелёная зона, на которой частично располагалась полоса препятствий.

В доме барачного типа, обозначенного на карте, проживали офицеры с семьями. Рядом стояли ещё несколько деревянных двухэтажных домов. В одном из них, как раз напротив автопарка и складов, жил наш командир роты капитан Безруков. В выходные дни он, не выходя из квартиры, мог наблюдать через окно, как несут караульную службу солдаты второй роты. А в понедельник нас ждали разборки по службе.

На месте жилого дома по улице Красная №113, раньше располагались склады ПФС и ОВС. Когда я первый раз получал продукты для столовой на складе ПФС, то увидел там огромных котов. Пока солдаты рубили мороженую рыбу и мясо, они спокойно сидели в сторонке, делая вид, что их это не касается. Меня предупредили старослужащие, чтобы не вздумал пнуть ногой кота, а то сразу залечу на губу. Коты находятся под защитой комбата. Пока они живут на складе, всякая живность, вроде мышей, не разгуляется. Но в конце котам выдают их порцию продуктов и они не спеша, приступают к трапезе.

Отпуск

Отпуск мне объявили в мае 1972 года, но поехать я смог только в конце августа, так как всё лето ждали больших учений под названием «Восток 72». Наша армия собиралась показать китайцам свои мускулы, но до этого не дошло. Отпуск объявили на семь суток, а на дорогу дали восемнадцать: сутки на одну тысячу километров. Итого отпуск составил двадцать пять суток. До Хабаровска доехал на поезде, а оттуда на самолёте ТУ-114, без посадок, в Москву.

Перед вылетом из Хабаровска я пообедал в аэропорту. Время было половина двенадцатого дня. Летели без посадок девять часов. Кормили в самолёте два раза. Когда прилетели в Москву, на часах было половина второго того же дня. Вроде как бы перемещались в пространстве всего два часа. Это было потому, что разница в часовых поясах между Москвой и Хабаровском семь часов, и летели с востока на запад.

Проездной билет мне выдали на проезд в общем вагоне поезда стоимостью 42 рубля. Билет на самолёт по маршруту из Хабаровска в Москву стоил 120 рублей.

О дедовщине

Когда приехал в часть, масло давали кусками на десять человек, которые сидели за столом. Понятно, что «старики» себя не обделяли. Но скоро приобрели машинку, и масло стали выдавать порционно, по 20 грамм. Сахар делили тоже в пользу старослужащих, но если при проверке столовой командир роты обнаруживал у кого-то излишки, то ему грозила губа. Начались уловки: «старики» быстро делили сахар и заливали его чаем. Если Безруков замечал такое, то губы тоже не миновать.

Конечно, при всевозможной работе или распределении нарядов молодых солдат посылали первыми.

Другое дело выезд на учения. При инструктаже перед началом учений командир роты особо подчёркивал, что старослужащие должны помогать молодым. По другому не выходило. В экипаже радиорелейной станции Р-404 было семь человек с офицером: три водителя и три радиорелейных механика, два из них сержанты. Самое трудное – это разворачивание антенны. Нужно было закрутить в землю четыре анкерных кола, на которые надевались лебёдки. Если грунт слабый нужно было дополнительно вкопать якоря, чтобы не сорвало лебёдку. При подъёме антенны, четыре солдата на лебёдках, а сержанты подают секции для подъёма. Потом начинается дежурство: водители в силовой машине, которая даёт электроэнергию, сержанты в аппаратной, а солдат радиорелейный механик дежурный по кухне. Какая уж тут дедовщина, каждый занят своим делом.

Зимние учения

Учения в феврале 1973 года состоялись на юге Приморского края. Мы обеспечивали связь на командных пунктах сухопутным войскам. Сухопутные части разворачивались в боевые порядки на полигонах Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища в Хасанском районе Приморского края.

Наша часть погрузила технику на железнодорожные платформы и отправилась в Уссурийск. При погрузке я обратил внимание на то, что рядом с нами грузили несколько машин связи не из нашей части. Оказалось, что это на самом деле не наши, а служба радио контроля, которая становиться в нашу радиорелейную линию и пишет все переговоры. А по окончании учений нас ждёт подведение итогов и оглашение нарушений проведении переговоров со всеми вытекающими из этого последствиями.


Панорама посёлка Усть-Сидими в Хасанском районе Приморского края. Слева мыс Бриннера и бухта Гека. Справа Кроличий остров и судоремонтный завод, февраль 1973 г.


Для офицерского состава был подан пассажирский вагон. Экипажи станций нашего батальона загрузились в два пульмана, и поезд повёз нас в Уссурийск. Это только в фильмах, когда едут в теплушках, двери держат открытыми. У нас на шестидесятитонный вагон было две печки, которые не могли прогреть всё пространство. Солдаты в ватных брюках, валенках, шинелях или бушлатах спали вповалку на нарах в три ряда. Утром, когда приехали в Уссурийск, стоял мороз и первой же машиной, которая завелась, стали стаскивать с платформ остальные.

Наша десятая станция должна была разворачиваться на сопке в посёлке Усть-Сидими Хасанского района, на полуострове Янковского. Но когда рано утром мы прибыли туда из Уссурийска, оказалось, что вся сопка огорожена забором, и стать наверху мы не можем, так как это заповедник по разведению благородных оленей. После небольшого совещания начальника станции С.Беркасова с нашим замполитом Сайко было принято решение развернуть радиорелейную станцию прямо у забора в посёлке. Что и было сделано. Правда, чтобы связь была устойчивой, антенну пришлось выдвинуть на всю высоту – 30 метров. Наша станция стояла в ретрансляции. Мы получали связь из п.Барабаш, где стояла седьмая р.р. станция, в 20 километрах от нас и передавали сигналы на одиннадцатую станцию, которая стояла в 50 километрах от нас, во Владивостоке. Если смотреть в ясную погоду с сопки то, как бы из воды вырастали дома Владивостока.

Мы развернули станцию и стали в ретрансляцию. А в это время сухопутные войска, поднятые по тревоге, начали наступление из района сосредоточения около посёлка Барабаш в сторону озера Ханко. Пока шли учения, мы обследовали окрестности этого красивого места в Приморье, ловили с местными рыбу в заливе Гека. Сделав из сварочных электродов острогу били ей камбалу на свободном ото льда месте, на мелководье, а вечером ходили в клуб посёлка.

Населённый пункт Усть-Сидими << Ссылка на подробности



Сейчас называется село Безверхово, которое расположено на берегу живописной бухты Гека на полуострове Янковского (бывш. - Сидими). В 1972 г., когда после конфликта с Китаем на Дальнем Востоке избавлялись от азиатских названий, с. Усть-Сидими было переименовано в с. Безверхово. Селу было присвоено имя командира 71 бригады Якова Безверхова, погибшего под Москвой и до войны некоторое время служившего в Приморье. Безверхов был участником боев у озера Хасан в 1938 году.




Долгое время в Усть-Сидими основными отраслями экономики были звероводство (оленесовхоз и норковая ферма) и судоремонт. Одной из достопримечательностей Усть-Сидими является маяк, который стоит на юго-восточном берегу острова Кроличий и ведет свою историю с 1935 года и семейный склеп Бриннеров выстроенный в лесном распадке, выходящем к берегу бухты Гека.




Сборы офицеров запаса и демобилизация.

Два последних месяца в армии я провёл на курсах по подготовке офицеров запаса. В нашей части каждый год проводились всевозможные курсы переподготовки, на которые призывали рядовых, сержантов и офицеров из запаса. В конце мая мы все попали на учения, с которых потом машиной собирали дембелей, а учения продолжались.

С Дальнего Востока демобилизованных отправляли по графику воинскими эшелонами, под охраной. Так как эшелоны на Украину все прошли, то 1 июня 1973 года мы, будущие офицеры запаса, отправились самостоятельно домой на поезде Владивосток – Харьков. Это был уникальный пассажирский маршрут, самый длинный в мире, позже занесённый в книгу рекордов Гиннеса. К сожалению 14 мая 2010 года состав отправился по этому маршруту в своё последнее путешествие. Официальная версия отмены маршрута в управлении украинской Южной железной дороги: экономическая нецелесообразность. Желающих проехать весь путь длиной почти 10 000 километров немного, на каждый рейс набиралось около десяти таких пассажиров.

Впереди, до дома, было девять суток пути по Советскому Союзу, и вся жизнь…



Украина, г. Макеевка 2012 г. Борис Ассеев
Фотографии о службе, фотографии города Дальнереченска (Имана), военного городка образца 1971-1973 г.г. можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Смотрите также:
  • Историческая фотография
  • В честь князя Черногорского
  • История военной медицины России


  • Дальнереченск Войска связи